Тема офисной IP-телефонии в настоящее время уже далеко не нова и рынок решений для реализации внутриофисной IP-связи, по большей части, окончательно сформировался.
Однако, в тот момент, когда мы принимаем решение «IP-телефонии в офисе – быть!» и начинаем изучать предложения вендоров, сделать выбор оказывается не так уж просто.
В данной статье, я не буду заниматься сравнением решений от различных производителей и поставщиков, не буду описывать те преимущества, которые дает внедрение IP-телефонии, отмечу лишь, что известно довольно много различных решений, как коммерческих, так и общедоступных, предназначенных для построения систем IP-телефонии. Например, телефонные IP-станции присутствуют в продуктовых линейках таких известных брендов как Panasonic, Samsung, Siemens. Среди коммерческих программно-аппаратных комплексов наиболее известными являются: 3CX Phone System, Avaya Aura, Cisco Unified Communication Manager, IBM Sametime Unified Telephony, Microsoft Lync server.
Однако указанные комплексы являются достаточно дорогими. Кроме того, возможности изменения функционала этих комплексов ограничены разработчиками, обновление или расширение функционала зачастую подлежит дополнительной оплате. Масштабирование коммерческих систем так же, как правило, требует дополнительных финансовых вложений.
Таким образом, актуальной является задача построения комплексного решения для организации системы телефонии на базе IP-АТС с открытым исходным кодом, сопоставимого по функциональности c коммерческими системами IP-телефонии. В данной статье таковым является решение Elastix от компании PaloSanto Solutions, построенное на базе Asterisk.
Будет не лишним отметить, что на текущий момент решения на базе системы Asterisk занимают около 85% рынка IP-АТС с открытым исходным кодом. Эта система относительно проста в конфигурировании, и вполне подходит для внедрения в компаниях уровня SMB, и даже более крупного масштаба.
Итак, мы решили внедрить в своем офисе IP-телефонию, проанализировав предложения на рынке, определили для себя, что это будет одна из готовых сборок на базе Asterisk. Главное преимущество таких сборок состоит в том, что при инсталляции и настройке требуются минимальные знания системы Linux, а также то, что, как правило, подобные сборки уже включают в себя как Web-интерфейс для управления и настройки, так и некоторое количество дополнительных модулей, включая панели оператора, почтовые сервера, системы биллинга и др.
Что мы хотим получить? Думаю, что приведенный ниже список будет более-менее применим к большинству внедрений:
- организация внутренней телефонной связи;
- возможность настраивать каналы связи с коммерческими системами IP-телефонии;
- возможность настраивать каналы взаимодействия с различными SIP-провайдерами;
- возможность настройки голосового меню (IVR);
- голосовая почта;
- возможность организации и подключения к аудио конференции;
- возможность осуществления исходящих вызовов на городские и мобильные телефоны.
Для того чтобы реализовать все это при помощи решения от PaloSanto нам понадобятся:
- железо, для установки IP-АТС, которое в дальнейшем превратится в сервер IP-телефонии;
- дистрибутив ELastix;
- IP-SIP телефоны (это могут быть IP-телефоны с поддержкой SIP, практически любого производителя - Panasonic, D-Link, LinkSys и т.д.);
- дополнительное оборудование (FXO/FXS и GSM-шлюзы, платы каналов E1), при необходимости.
То есть, как видим, финансовые затраты связаны только с приобретением оборудования – сервера, телефонов, шлюзов.
Процесс установки сервера довольно прост и, как правило, не вызывает вопросов. После окончания установки можно подключиться к Web-интерфейсу по адресу, который был задан в процессе установки и начать конфигурирование системы. На этом этапе, необходимо определиться с планом набора, который будет использоваться на предприятии (количество цифр во внутренних номерах телефонов, с «девяткой» или без набирать городские номера и т.д.). План набора (Dial Plan) – это, по сути, набор правил, согласно которым будет производиться маршрутизация звонков.
Процесс базового конфигурирования, как правило, состоит из нескольких основных этапов:
- заведение внутренних телефонных номеров (Extension);
- настройка каналов связи (Trunk) с провайдерами IP-телефонии;
- настройка исходящих и входящих маршрутов;
- настройка групп звонков;
- настройка телефонных аппаратов.
Если городские телефонные номера предоставляются оператором в виде потока E1, то необходимо будет обзавестись специальной платой. Данные платы выпускаются многими производителями, в том числе и фирмой Digium - автором Asterisk.
Установка платы E1, как правило, не вызывает особых затруднений и описывается производителем в инструкции по установке. На этом этапе может потребоваться более тонкая настройка Elastix, с помощью изменения конфигурационных файлов Linux. Но стоит отметить, что в настоящее время большинство крупнейших провайдеров IP-телефонии предлагают подключение посредством SIP-транка и упомянутая выше плата потока E1 вам не понадобится.
Не будет лишним упомянуть еще и о таких устройствах, как GSM-шлюзы, которые позволяют оптимизировать затраты при большом количестве исходящих звонков на сотовые телефоны. Данные устройства можно легко «подружить» с сервером IP-телефонии и осуществлять исходящие звонки на сотовые телефоны не через провайдеров фиксированной или IP-телефонии, а непосредственно через SIM-карту оператора связи.
Теперь, немного о настройке телефонных аппаратов. Все IP-телефоны известных марок поддерживают автоматическую настройку и обновление версий ПО. Настройка происходит путем загрузки информации из конфигурационных файлов, хранящихся на сервере. Это может быть сервер TFTP, FTP, TR-069 и пр. В качестве ОС, Elastix использует CentOS различных версий, в сборках которых уже содержится TFTP-сервер, поэтому сервер, на котором установлена IP-АТС, может, среди всего прочего, выступать сервером, содержащим файлы настроек для IP-телефонов.
Приведенные выше этапы конфигурирования системы являются базовыми но, тем не менее, уже позволят вам начать пользоваться внутренней телефонной связью, совершать звонки на городские и междугородние номера.
Стоит отметить, что практически все настройки выполняются с использованием удобного и понятного WEB-интерфейса.
Выше было кратко описано содержание работ базового этапа настройки АТС. Когда начальные настройки произведены и проверена работоспособность, можно приступать к более глубокому конфигурированию системы: настраивать голосовое меню (IVR), аудио-конференции, очереди и группы звонков, параметры работы АТС в зависимости от времени суток и многие другие функции, доступные в Elastix.